КАЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС

Авторы

  • Олег Винниченко Институт государства и права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Елена Гладун Институт государства и права ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

DOI:

https://doi.org/10.33184/pravgos-2020.1.12

Ключевые слова:

КАЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, БРИКС, СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ, РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность темы настоящей статьи объясняется переходным состоянием высшего юридического образования в современном мире, важностью поиска его нового предназначения, определением места и роли юридической профессии в изменяющемся мире. Авторы отмечают, что качество высшего юридического образования - одна из насущных проблем каждого из государств блока БРИКС, и проводят сравнительный анализ качества юридического образования в странах БРИКС. Несмотря на обилие научной литературы, посвященной изучению высшего образования в целом и юридического образования в отдельных странах БРИКС, исследователями до настоящего времени не проводился комплексный сравнительный анализ качества подготовки юридических кадров в системе образовательных учреждений Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Авторам удалось выявить общие и особенные черты подготовки юридических кадров в странах БРИКС. Их объединяет: глобальное влияние американской системы образования, «взрывной» рост популярности юридического образования, острая необходимость реформирования качества образовательного процесса, растущая дифференциация учебных заведений на «элитные» и «массовые», причем с особой ролью каждого типа университетов в обществе. К особенностям юридического образования Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР следует отнести национальную специфику структуры образовательных учреждений и субъектов контроля качества образовательных услуг, специфическое решение проблемы заимствования чужого образовательного опыта и попытки самоидентификации в мировом образовательном пространстве. Проблемы юридического образования исследовались в динамике за последние 20 лет как комплексные (сложносоставные). В качестве выводов авторы предлагают результаты сравнительно-правового анализа системы качества высшего юридического образования. В частности, отмечается ведущая роль государства в регламентации требований к содержанию образовательного процесса и компетенций юриста; возрастающая роль работодателей, общественных организаций и самих студентов в процессе установления требований к юридическим вузам. Полученные результаты исследования могут быть использованы как в научных изысканиях, так и в практике реформирования юридического образования стран БРИКС.

Библиографические ссылки

Flood J. Legal Education in the Global Context: Report for the Legal Services Board. University of Westminster School of Law, 2011 [Электронный ресурс]. URL: /http:/studylib.net/doc/6726637/legal-education-in-the-global-context html (дата обращения: 03.04.2019).

БРИКС. Страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР [Электронный ресурс]. URL: http:/www.ereport.ru/articles/ecunions/brics.htm (дата обращения: 10.02.2019).

Малешин Д.Я. Вызовы для современной высшей школы / Закон. 2014. № 1. С. 29-40.

Vinnichenko O. & Gladun E. Legal Education in the BRICS Countries in the Context of Globalization: a Comparative Analysis / BRICS Law Journal. 2018. № 5 (3). P. 4-39.

Philip F. I. The Legal System and Legal Education in Southern Africa: Past Influences and Current Challenges / Journal of Legal Education. 2001. Vol. 51. № 3. P. 355-362.

Maisel P. Mahomed Sh. & Jain, M. Clinical Legal Education's Contribution to Building Constitutionalism and Democracy in South Africa: Past, Present, and Future [Электронный ресурс]. URL: https:/scholarship.law.bu.edu/cgi/viewcontent.cgi? article=1281&context=faculty_scholarship (дата обращения: 03.04.2019).

Шепелева О. Как цели юридического образования связаны с пониманием его качества: страны Европы и Америки / Юридическое образование: поиск новых стандартов качества: материалы исследования / Новикова А., Шепелева О. и [др.] под ред. Д. Шабельникова. М.: Институт "Право общественных интересов" (PILnet), 2013. С. 167-175.

Parmar R. Problems and Challenges of Legal Education / International Journal of Management and Social Sciences Research. 2016. Vol. 5. № 9. P. 40-57.

Scenario of Legal Education in India, Ph.D. Thesis. Gujarat National Law University. Gandhinagar, 2015.

Kashyap A.K. Professional Legal Education in India: Challenges and the Way Forward / Educational Quest: An International Journal of Education and Applied Social Sciences. 2016. Vol. 7. № 3. P. 141-147.

Mitra N.L. Legal Education in India / Conference of International Legal Educators. Florence. Italy, 2000. URL: http:/www.aals.org/2000international/english / India.htm (дата обращения: 03.04.2019).

Nirmal B.C. Legal Education in India: Problems and Challenges / International Islamic University Law Journal. 2012. Vol. 20. № 1. P. 164-166.

Sarker Sh. P. Empowering the Underprivileged: The Social Justice Mission for Clinical Legal Education in India / International Journal of Clinical Legal Education. 2013. Vol. 19. P. 321-339.

Legal Education in India: Issues and Challenges. Kalpeshkumar L. Guptan (Ed.). Lambert Academic Publication, 2017.

Phan P.N. Clinical Legal Education in China: In Pursuit of a Culture of Law and a Mission of Social Justice / Yale Human Rights and Development Journal. 2005. Vol. 8. P. 117-152.

Организация и управление в юридической клинике: опыт практической деятельности в современной России / отв. ред.: Л.А. Воскобитова, Л.П. Михайлова, Е.С. Шугрина. М.: Дело, 2003.

Dasgupta L. Reforming Indian Legal Education, Journal of Legal Education. 2010. Vol. 59. № 3. P. 432-449.

Cunha L. G. & Ghirardi J. G. Legal Education in Brazil: the challenges and opportunities of a changing context / Cunha L. G., Gabbay D. M., Ghirardi J. G. et al. (Eds.) The Brazilian Legal Profession in the Age of Globalization. The Rise of the Corporate Legal Sector and its Impact on Lawyers and Society. Cambridge University Press, 2018.

Джуринский А.Н. Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы (Монографические исследования: педагогика). М.: Прометей, 2017.

Левитан К.М. Проблема качества современного юридического образования / Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия "Гуманитарные науки". 2012. № 3. С. 47-52.

Хузина А.Х. Эффективность профессионального юридического образования в российском обществе: социологические аспекты проблемы / Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. №1. С. 131-134.

Федеральная программа развития образования / Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 16. Ст. 1639.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. / Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 10. Ст. 1377.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 гг. / Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 21. Ст. 2671.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 гг. / Собрание законодательства Российской Федерации.2015. № 22. Ст. 3232.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" / Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 1 (Часть II). Ст. 375.

Приказ Минобразования России от 21 марта 2001 г. № 1113. Межведомственная программа "Развитие юридического образования в России на 2001-2005 гг". [Электронный ресурс]. URL: http:/pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2019).

Межведомственная программа "Развитие юридического образования в Российской Федерации на 2006-2010 гг". / Юридическое образование и наука. 2007. № 2. С. 3-9.

Приказ Министерства образования и науки от 1 декабря 2016 г. № 1511 [Электронный ресурс]. URL: http:/pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2019).

Ассоциация юристов России. Качество юридического образования [Электронный ресурс]. URL: http:/alrf.ru/directions/quality-of-legal-education (дата обращения: 10.03.2019).

Ассоциация юридических вузов. Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http:/www.jurvuz.ru/ob_assotsiatsii.html (дата обращения: 10.03.2019).

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. URL: https:/www.5top100.ru/universities . (дата обращения: 10.03.2019).

China Law Society. Official website [Электронный ресурс]. URL: http:/en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/2697795 (дата обращенияЖ 10ю03ю2019)ю

Minzner C. F. The Rise and Fall of Chinese Legal education / Fordham International Law Journal. 2013. Vol. 36. № 2. P. 334-395.

QS. World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: https:/www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018 (дата обращения: 11.04.2019).

Карной М., Лоялка П., Доссани Р. и др. Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / пер. с англ. М. С. Добряковой, Л. Ф. Пирожковой; под науч. ред. М. С. Добряковой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

Greenbaum L. The Undergraduate Law Curriculum: Fitness for Purpose? Unpublished Ph.D. dissertation, University of KwaZulu-Natal, 2009.

Dlamini C.R.M. The Law Teacher, the Law Student and Legal Education in South Africa. South Africa Law Journal. 1992. Vol. 109. P. 595-610.

Godfrey Sh. & Midgley R. Scarce and Critical Skills: Law Professionals, 2008 [Электронный ресурс]. URL: http:/www.labour.gov.za/DOL/downloads / documents/research-documents/Law_DoL_Report.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

Preamble to the Higher Education Act 101 of 1997; Smith S. R. & Bauling A. Aiming for Transformation: Exploring Graduateness in South Africa / Stellenbosch Law Review. 2013. Vol. 24. P. 601-604.

Scott, I. et al. Council on Higher Education, Higher Education Monitor No. 6: A Case for Improving Teaching and Learning in South African Higher Education, 2007.

The Truth and Reconciliation Commission, and the Bench, Legal Practitioners and Legal Academics, Written Representations / South African Law Journal. 1998. Vol. 115. P. 15-101.

Robus D. & McLeod C. White Excellence and Black Failure: The Reproduction of Racialised Higher Education in Everyday Talk / South African Journal of Psychology. 2006. Vol. 36. (3). P. 463-480.

Dicker L. The 2013 LLB Summit / ADVOCATE. 2013. P. 15-20.

Council on Higher Education: Qualifications Standard for Bachelor of Laws (LLB). 2015. P. 7-11.

Van Niekerk C. The Four-Year Undergraduate LLB: Where to from Here? / Obiter. 2013. Vol. 34 (3). P. 533-544.

Broun K. S. Black Lawyers, White Courts: The Soul of South African Law, 2000.

Ogilvy J.P. Guidelines with Commentary for the Evaluation of Legal Externship Programs / Gonzaga Law Review. 2003. Vol. 38. P. 155-185.

Innocent Anaba, Using Clinical Legal Education to Serve Society: A Challenge to African States [Электронный ресурс]. URL: http:/www.justiceinitiative . org/db/resource2?res id=102601 (дата обращения: 10.04.2019).

Maisel P. Expanding and Sustaining Clinical Legal Education in Developing Countries: What We Can Learn from South Africa / Fordham International Law Journal. 2007. Vol. 30. P. 374-420.

Mhlungu Th. Educating and Licensing Attorneys in South Africa / Georgia State University Law Review. 2004. Vol. 20. P. 1005-1025.

Samoff J. & Carrol B. The Promise of Partnership and Continuities of Dependence: External Support to Higher Education in Africa / African Studies Review. 2004. Vol. 47 (1). P. 67-199.

Kubler J. African Higher Education Activities in Development: The AHEAD Database (Association of Commonwealth Universities), 2005 [Электронный ресурс]. URL: http:/www.acu.ac.uk/policyand research/publications/aheadpaper.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

Davis, D. Legal Transformation and Legal Education: Congruence or Conflict? / ACTA JURIDICA. 2015. P. 172-188.

Fedler J. Legal Education in South Africa / Oregon Law Review. 1993. Vol. 72. P. 999-1007.

Boughey C. From equity to efficiency: Access to higher education in South Africa / Arts and Humanities in Higher Education. 2003. Vol. 2. pp. 65-71.

Шепелева О., Новикова А. Качество юридического образования: стереотипы и реальные проблемы / Юридическое образование: поиск новых стандартов качества: материалы исследования / Новикова А., Шепелева О. и [др.]; под ред. Д. Шабельникова. М.: Институт "Право общественных интересов" (PILnet), 2013. С. 15-34.

Загрузки

Опубликован

2020-01-01

Как цитировать

[1]
Винниченко, О. и Гладун, Е. 2020. КАЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ БРИКС. Правовое государство: теория и практика. 16, 1 (янв. 2020), 94–120. DOI:https://doi.org/10.33184/pravgos-2020.1.12.

Выпуск

Раздел

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ