КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ
DOI:
https://doi.org/10.33184/pravgos-2024.4.13Ключевые слова:
документы стратегического планирования, классификация концепций, концепция, правовой акт, правовая концепция, нормативный правовой актАннотация
Классификация представляет собой центральный методологический инструмент научного познания, позволяет обеспечить объективность и минимизировать субъективные факторы в научных исследованиях. Цель статьи: изучение и систематизация правовых концепций, выявление их классификационных характеристик. Авторы стремились создать научно обоснованную классификацию, способствующую точному структурированию правовых концепций и их адаптации к различным сферам государственного управления и социально-экономического планирования. Методы: формально-логический (использовался для детального описания, последовательного обобщения, всесторонней классификации и систематизации информации, что является ключевым этапом данного исследования), теоретического абстрагирования (позволил выявить сущностное понятие классификации как фундаментального научного явления), анализа и синтеза (способствовали созданию многоуровневой классификации правовых концепций и глубинному осмыслению их теоретической значимости, а в конечном итоге – формированию целостного представления об исследуемой категории). Результаты: предложено несколько критериев классификации концепций, каждая из которых систематически описана с учетом специфики ее применения. Предпринят анализ правовых концепций по ряду критериев: срок действия, юридическая сила, территориальная сфера применения и отраслевая принадлежность, применение которых обосновывает важность адаптации правовых концепций к условиям территорий, включая особые геополитические и социальные условия, что позволяет эффективно управлять и интегрировать концепции в систему стратегического планирования. Авторы делают акцент на том, что правовые концепции часто интегрируются в комплексные документы – стратегии и государственные программы, что укрепляет их роль в системе государственного управления. Выявленные различия между краткосрочными и долгосрочными концепциями, а также значимость их территориальной и отраслевой адаптации подтверждают целесообразность предложенной классификации.
Библиографические ссылки
Столяр С.Е. Классификации / С.Е. Столяр // Компьтерные инструменты в образовании. – 2006. – № 2. – С. 34−41.
Сырых В.М. Подготовка диссертаций по юридическим наукам: настольная книга соискателя / В.М. Сырых. – Москва : РАП, 2012. – 500 с.
Ильинский И.М. Молодежь России и проблемы образования (пути, которые выбирали не мы) : монография / И.М. Ильинский. – Москва : МосГУ, 2022. – 812 с.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 320 с.
Корнильцева Е.Г. Концепция экстремизма С.М. Липсета / Е.Г. Корнильцева, А.Ю. Кузнецов, И.Е. Левченко // Дискуссия. – 2016. – № 9 (72). – С. 56−60.
Ипполитов Л.М. «Социальная экономия» Н.Д. Кондратьева / Л.М. Ипполитов // Экономический журнал. – 2012. – № 27. – С. 141−148.
Нуреев Р.М. Теория циклов М.И. Туган-Барановского: взгляд из XXI века / Р.М. Нуреев // Журнал институциональных исследований. – 2016. – № 2. – С. 6−24.
Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер. – Москва : Эксмо, 2008. – 864 с.
Дусинский И.И. Геополитика России / И.И. Дусинский. – Москва : Москва, 2003. – 320 с.
Филофей Псковский. Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI вв. – Москва : Изд-во художественной литературы, 1984. – 768 с.
Рубанова Е.В. В.И. Вернадский: ноосферная концепция (к 150-летию со дня рождения) / Е.В. Рубанова // Известия ТПУ. – 2013. – № 6. – С. 171−174.
Кун Т. Структура научных революций. С вводной статьей и дополнениями 1969 г. / Т. Кун. – Москва : Прогресс, 1977. – 300 с.
Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юристь, 2004. – 768 с.
Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни / В.С. Барулин. – Москва : Изд-во Московского университета, 1982. – 230 с.
Гац И.Ю. Сопровождение плана мероприятий «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»: аналитический обзор научных материалов 2017−2022 гг. / И.Ю. Гац // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – № 3. – С. 759−767.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, адаптировать (делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал) для любых целей, включая коммерческие, с указанием ссылки на первичную публикацию и тип лицензии, по которой распространяется работа.