ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ БЕСПИЛОТНЫХ (АВТОНОМНЫХ, ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
DOI:
https://doi.org/10.33184/pravgos-2022.3.6Ключевые слова:
технология, правовая технология, высокоавтоматизированные транспортные средства, беспилотные транспортные средства, автономные транспортные средства, , ответственность за причиненный источником повышенной опасности вред, гражданско-правовая ответственность за причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством вред, источник повышенной опасности, монистические теории источника повышенной опасности, плюралистические теории источника повышенной опасностиАннотация
Мировое сообщество в настоящее время находится на этапе стремительного развития всех видов технологий – информационных, промышленных, социальных, каждая из которых, в идеале, должна быть предназначена для совершенствования различных сфер общественной жизни. Но любая технология несет в себе определенные риски, которые должны учитывать общество и законодатель. Одной из технологий, набирающих все большую популярность во многих развитых странах мира, выступает технология автономного вождения, которая ставит перед законодателями новые вызовы, заставляет решать новые проблемы, возникающие в связи с внедрением новых технологий в общественную жизнь. К числу таких проблем может быть отнесена проблема ответственности за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств. Скорость развития новых технологий постоянно увеличивается, и законодатель не всегда успевает за развитием общественных отношений. В этой ситуации наука призвана помочь обнаружить проблему и обозначить возможные направления ее решения. Цель: анализ проблем правового регулирования юридической ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств. Методы: для достижения поставленной цели использовались специально-юридические методы: формально-юридический, основанный на знаниях специальной юридической терминологии, юридических конструкций, классификации правовых явлений, и толкования права, примененный при анализе текстов нормативно-правовых актов и их проектов. Результаты: сделан вывод о необходимости более взвешенного подхода при законодательном закреплении юридической ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств. Автор приводит обоснование необходимости отнесения высокоавтоматизированных транспортных средств (далее – ВАТС) и деятельности, связанной с их эксплуатацией, к источникам повышенной опасности, проводя анализ специфики ВАТС; раскрывает особенности состава такого гражданско-правового деликта, как причинение вреда эксплуатацией ВАТС; указывает основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный эксплуатацией ВАТС; обозначает условия и особенности юридической ответственности в рассматриваемой сфере. В статье предлагается выбрать в качестве приоритетной для Российской Федерации концепцию, согласно которой субъектами юридической ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотного транспортного средства, являются как его владелец, так и изготовитель (производитель), которые должны нести солидарную ответственность независимо от наличия или отсутствия вины.
Библиографические ссылки
Цветкова Е.С. Виды источников повышенной опасности в аспекте развития новых технологий / Е.С. Цветкова // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 1. – С. 385–401.
Пешкова А.Е. Субъекты гражданско-правовой ответственности, возникающей вследствие причинения вреда беспилотным транспортным средством / А.Е. Пешкова // Новый юридический вестник. – 2019. – № 5 (12). – С. 21–24. URL: https://moluch.ru/th/9/archive/137/4428.
Куфлева В.Н. Проблемные аспекты квалификации преступлений с использованием беспилотного транспортного средства / В.Н. Куфлева, Д.В. Соболев, В.В. Фирсов // Человек: преступление и наказание. – 2019. – Т. 27 (1–4), № 3. – С. 335–342.
Чучаев А.И. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы / А.И. Чучаев, С.В. Маликов // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 6 (103). – C. 117–124.
Тыдыкова Н.В. Об уголовной ответственности за вред, причиненный в ходе эксплуатации высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств / Н.В. Тыдыкова // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 471. – С. 264–270.
Мартынов А.В. Перспективы установления административной ответственности в сфере эксплуатации беспилотных автомобилей / А.В. Мартынов // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2019. – № 11. – С. 42–55.
Гражданское право : в 4 т. Т. 1. Общая часть : учебник / В.С. Ем и др. ; отв. ред. Е.А. Суханов. – 3-е изд., перераб и доп. – Москва : Волтерс Клувер, 2006. – 720 с.
Гражданское право : учебник : в 2 т. / Б.М. Гонгало и др. ; под ред. Б.М. Гонгало. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Статут, 2021. – Т. 2. – 602 с.
Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности / О.А. Красавчиков. – Москва : Юрид. лит., 1966. – 200 с.
Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и обязательства из неосновательного обогащения / Е.А. Флейшиц. – Москва : Госюридиздат, 1951. – 239 с.
Соломин С.К. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности / С.К. Соломин, Н.Г. Соломина. – Москва : Юстицинформ, 2019. – 140 с.
Долинская В.В. Источники повышенной опасности / В.В. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. – № 9. – С. 48–56.
Антонов А.А. Искусственный интеллект как источник повышенной опасности / А.А. Антонов // Юрист. – 2020. – № 7. – С. 69–74.
Российское гражданское право : в 2 т. Т. 2. Обязательственное право / Е.А. Суханов и др. ; отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., стер. – Москва : Статут, 2011. – 1208 c.
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй : в 3 т. / П.В. Крашенинников и др. ; под ред. П.В. Крашенинникова. – Москва : Статут, 2011. – Т. 3. – 574 с.
Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу / В.А. Лаптев // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 2. – С. 79–102.
Карташов В.Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) / В.Н. Карташов // Проблемы юридической техники : сб. ст. / под ред. В.М. Баранова. – Нижний Новгород, 2000. – С. 16–23.
Березина Е.А. Правовые технологии нормативного регулирования общественных отношений, связанных с эксплуатацией автономных (беспилотных) транспортных средств / Е.А. Березина // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 6 (145). – С. 104–109.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, адаптировать (делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал) для любых целей, включая коммерческие, с указанием ссылки на первичную публикацию и тип лицензии, по которой распространяется работа.