МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ: ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
DOI:
https://doi.org/10.33184/pravgos-2021.3.17Ключевые слова:
юридическая клиника, клиническое юридическое образование, бесплатная юридическая помощь, практические навыки, консультирование, судебное представительство, судейская этикаАннотация
Практика показывает, что юридическая клиника – самый эффективный элемент практико-ориентированного образования в юридическом вузе сегодня. Несмотря на внедрение проектной деятельности в учебные программы, развитие программ взаимодействия с работодателями, согласование учебных планов и методических материалов с представителями работодателей, именно возможности клинического образования позволяют будущим юристам приобрести практические навыки еще до окончания вуза. Тем не менее некоторое дистанцирование клиник от практических баз и площадок работодателей не позволяет в полной мере воспользоваться всеми преимуществами клинического обучения. Цель настоящего исследования – выявление возможных механизмов взаимодействия юридических клиник и государственных органов, прежде всего судов. Методы: исследуется отечественный и мировой опыт деятельности юридических клиник, определяется уровень законодательной регламентации их деятельности и степень вовлеченности в национальные системы бесплатной юридической помощи путем применения сравнительно-правового, конкретно-юридического методов, а также методов анализа и синтеза. Результаты: обосновывается необходимость включения в программу клиник мероприятий по оказанию бесплатной юридической помощи населению на площадках работодателей. Высказывается мнение, что такая работа может способствовать вовлечению студентов в практику судебного представительства интересов клиентов как наиболее профессионального элемента бесплатной юридической помощи. Выявляются возможные этические и организационные проблемы, которые могут возникнуть при осуществлении такого взаимодействия, предлагаются пути их преодоления на примере деятельности юридической клиники Новгородского государственного университета.
Библиографические ссылки
Андреева Л.С., Лядов В.В. Юридическая клиника: понятие, цели, перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 4 (35). С. 69–73.
Исаенкова О.В. Основная цель юридической клиники: защита прав малоимущих или навыки студентов? // Вестник гражданского процесса. 2020. Т. 10, № 1. С. 39–50.
Дегтярев С.Л., Решетников П.Г. Взаимодействие юридического вуза и органов прокуратуры при организации работы юридической клиники // Вестник гражданского процесса. 2020. Т. 10, № 1. С. 51–58.
Чекмарева А.В. В поисках новой модели юридического образования: современные подходы и педагогическое наследие Д.И. Мейера // Вестник гражданского процесса. 2020. Т. 10, № 1. С. 81–90.
Ковчина Н.В., Сапрыгина С.А. Социальный аспект профессиональной подготовки будущего бакалавра в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов // Педагогический журнал. 2015. № 3. С. 9–17.
Maker Y., Offergeld J., Arstein-Kerslake A. Disability Human Rights Clinics as a model for teaching Participatory International Human Rights Lawyering // International Journal of Clinical Legal Education. 2018. № 25 (3). Р. 23–52.
Blandy S. Enhancing employability through student engagement in pro bono projects // International Journal of Clinical Legal Education. 2019. Vol. 26, № 1. Р. 7–45.
Арсентьева С.С. Проблемы развития юридических клиник вузов // Юрист вуза. 2018. № 9. URL: https://panor.ru/articles/problemy-razvitiya-yuridicheskikh-klinik-vuzov/12043.html.
Germain G. From Classroom to Courtroom: A Doctrinal Teach Supervises Pro Bono Bankruptcy Cases // Journal of legal education. 2013. Vol. 62, № 4. Р. 612–620.
Wilson R.J. Legal Aid and Clinical Legal Education in Europe and the USA: Are They Compatible? // Halvorsen R.O., Hammerslev O. (eds.). Outsourcing Legal Aid in the Nordic Welfare States. Palgrave Macmillan, Cham, 2018. Р. 263–285.
Aurey X. Law Clinics in France through the Prism of the Fundamental Rights Law Clinic, University of Caen Normandy // Alemanno A., Khadar L. (еds.). Reinventing Legal Education: How Clinical Education Is Reforming the Teaching and Practice of Law in Europe. Cambridge University Press. 2018. Р. 110–125.
Ильина О.Ю., Иванова В.А. Современные проблемы деятельности юридических клиник во Франции и России // Юрист вуза. 2018. № 9. С. 24–27.
Boswell R.A. Book Review of The Global Evolution of Clinical Legal Education: More Than a Method, by Richard J. Wilson // Journal of Legal Education. 2018. Vol. 67, № 4. Р. 1081–1088.
Wilson R. The Global Evolution of Clinical Legal Education: More than a Method. Cambridge : Cambridge University Press, 2017. 348 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, адаптировать (делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал) для любых целей, включая коммерческие, с указанием ссылки на первичную публикацию и тип лицензии, по которой распространяется работа.