The Problems of legal regulation of legal liability for damage caused by the operation of unmanned (autonomous, highly automated) vehicles

Авторы

  • Елена Березина УрГЮУ

Ключевые слова:

Ключевые слова: технологии, правовые технологии, беспилотные транспортные средства, ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, источник повышенной опасности, автономные транспортные средства, высокотехнологичные транспортные средства, правовой эксперимент, правовая технология правового регулирования.

Аннотация

Аннотация: Мировое сообщество в настоящее время находится на этапе стремительного развития всех видов технологий - информационных, промышленных, социальных, каждая из которых, в идеале, должна быть предназначена для совершенствования различных сфер общественной жизни. Но каждая из технологий несет в себе определенные риски, которые должны учитывать общество и законодатель. Одной из технологий, набирающих все большую популярность во многих развитых странах мира, выступает технология автономного вождения, которая ставит перед законодателями всех стран новые вызовы, заставляет решать новые проблемы, возникающие в связи с внедрением их в общественную жизнь. К числу таких проблем может быть отнесена проблема ответственности за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств. Скорость развития новых технологий постоянно увеличивается, и законодатель не всегда успевает за развитием существующих общественных отношений. В этой ситуация наука призвана помочь обнаружить проблему и обозначить возможные направления ее решения на основе анализа ситуации, сложившейся как в отечественной правовой системе, так и в правовых системах других государств. Цель исследования: провести анализ вопросов правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и использованием беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств, в частности, вопросов ответственности за вред, причиненный деятельностью, связанной с их эксплуатацией. Методы исследования: для достижения поставленной цели использовался метод сравнительного правоведения, позволивший проанализировать особенности общественных отношений, связанных с эксплуатацией беспилотных автомобилей, существующих в разных государствах. Результаты исследования: проведенное исследование дало возможность сделать вывод о необходимости учета правового опыта иностранных государств в сфере производства и эксплуатации беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств и необходимости более взвешенного подхода при законодательном закреплении бремени ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств.

 

Библиографические ссылки

Цветкова Е.С. Виды источников повышенной опасности в аспекте развития новых технологий // Вопросы российской юстиции. – 2019. – №1. – С. 385 – 401.

Романовская В.Б. Тенденции развития права в эпоху постмодерна // Правовое государство: теория и практика. – 2022. – № 1. – С.166 – 176.

Благодир A.Л., Воронин B.Н. Перспективные направления использования беспилотных автотранспортных средств в России и за рубежом // Законодательство. – 2021. – № 9. – С. 80 – 87.

Правовой эксперимент и совершенствование законодательства / Глазырин В.В., Захаров М.Л., Кашепов В.П., Клейн Н.И., и др.; под ред.: Никитский В.И., Самощенко И.С. – М.: Юрид. лит., 1988. – 304 c.

Лазарев В.В. К вопросу о понятии и пределах эксперимента в области государства и права // Лазарев В.В. Избранные труды. (В 3 т). Т.2: Пробелы в законодательстве: установление, преодоление, устранение. – М.: Новая юстиция, 2010. – 504 с.

Березина Е.А. Правовая технология как условие оптимизации государственно-правового строительства // Правовое государство: теория и практика. – 2019. – №4 (58), – С. 7 –13.

Карташов В.Н. Правотворческая технология — перспективное направление исследования в условиях модернизации и интеграции правовых систем // Инновационное развитие общества в условиях интеграции правовых систем: сборник научных статей/ гл. ред. Н.В. Сильченко. – Гродно, 2013. – 454 с.

Березина Е.А. Правовые технологии нормативного регулирования общественных отношений, связанных с эксплуатацией автономных (беспилотных) транспортных средств // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 6 (145). – С. 104 – 109.

Patrick Y. Driverless Vehicles and The Blame Game: A Legal Conundrum // Asia Law Network. 7 Sept. 2018 // Режим доступа: URL: https://learn.asialawnetwork.com/2018/09/07/driverless-vehicles-blame-game-legal-conundrum/ (дата обращения 20.06.2022)

Schaub M., Zhao A. Self-driving-cars-who-will-be-liable // King and wood Mallesons. 29 Aug. 2017 //Режим доступа: URL: https://www.chinalawinsight.com/2017/08/articles/corporate-ma/self-driving-cars%EF%BC%9Achina-and-beyond-who-will-be-liable%EF%BC%9F/(дата обращения 20.06.2022)

Anthony S. Self-driving cars should be liable for accidents, not the passengers—UK gov’t // Ars technical. 23 Feb 2017 //Режим доступа: URL: https://arstechnica.co.uk/cars/2017/02/self-driving-car-insurance-liability-uk/ (дата обращения 20.06.2022).

Suganuma N., Yoneda К. Current Status and Issues of Traffic Light Recognition Technology in Autonomous Driving System// IEICE Transactions on Fundamentals of Electronics, Communications and Computer Sciences. 2022. Volume E105–A, NO.5, MAY 2022. Published: May 01, 202/2 Режим доступа: URL:https://www.jstage.jst.go.jp/article/transfun/E105.A/5/E105.A_2021WBI0002/_pdf (дата обращения 25.06.2022).

Funami N. Liability for damages related to autonomous driving. Problems in the area of intersection of operator responsibility and product responsibility (Legal Research Course) // Ritsumeikan Hasei Rangshu. No. 19. 2021. P. 167-207. // Режим доступа: URL: http://www.ritsumei.ac.jp/acd/cg/law/lex/hosei-19/005funami.pdf (дата обращения 28.06.2022).

Kobayashi M. Legal issues of autonomous vehicles // Journal of Information Processing and Management. 2017. Vol. 60. Issue 4. P. 240-250. // Режим доступа: URL: https://www.jstage.jst.go.jp/article/johokanri/60/4/60_240/_html/-char/ja (дата обращения 20.06.2022)

Nakagawa Y. Legal obligation in the Road Traffic Act and criminal liability at the time of a traffic accident of drivers in the driving automation systems for on-road motor vehicles Level 3 and 4 // Chukyo lawyer. 2019. Vol. 30. P. 11-21. // Режим доступа: URL: http://id.nii.ac.jp/1217/00017477/ (дата обращения 20.06.2022)

Nakayama К. Autonomous Driving: Latest Development of Legal Systems and International Standardization // DG Lab Haus. Open information media. 23 Jan. 2020. Режим доступа: URL: https://media.dglab.com/2020/01/23-autonomous-car-01/ (дата обращения 20.06.2022)

Карташов В.Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2000.

References

Tsvetkova E.S. Types of sources of increased danger in the aspect of the development of new technologies // Issues of Russian justice. 2019. No. 1. pp. 385-401.

Romanovskaya V.B. Trends in the development of law in the postmodern era // The Rule of Law: theory and practice. 2022. No. 1. pp.166-176.

Blagodir A.L., Voronin B.N. Promising directions for the use of unmanned vehicles in Russia and abroad // Legislation. N 9. September, 2021, pp. 80-87.

Legal experiment and improvement of legislation / Glazyrin V.V., Zakharov M.L., Kashepov V.P., Klein N.I., et al.; Ed.: Nikitsky V.I., Samoshchenko I.S. - M.: Legal lit., 1988. - 304 p.

Lazarev V.V. To the question on the concept and limits of experiment in the field of state and law // Lazarev V.V. Selected works. (In 3 t). Vol.2 : Gaps in legislation: establishment, overcoming, elimination. M.: New Justice, 2010.- 504 p.

Berezina E.A. Legal technology as a condition for optimizing state law construction // The rule of law: theory and practice. 2019. No. 4 (58), pp. 7-13.

Kartashov V.N. Law—making technology - a promising direction of research in the conditions of modernization and integration of legal systems // Innovative development of society in the context of integration of legal systems: a collection of scientific articles/ ch. ed. N.V. Silchenko. Grodno, 2013. 454 p.

Berezina E.A. Technologies of law of normative regulation of social relations related to the use of autonomous (driverless) vehicles // Eurasian Legal Journal. 2020. No. 6 (145). pp. 104-109.

Patrick Y. Driverless Vehicles and The Blame Game: A Legal Conundrum // Asia Law Network. 7 Sept. 2018 // Режим доступа: URL: https://learn.asialawnetwork.com/2018/09/07/driverless-vehicles-blame-game-legal-conundrum/ (дата обращения 20.06.2022)

Schaub M., Zhao A. Self-driving-cars-who-will-be-liable // King and wood Mallesons. 29 Aug. 2017 //Режим доступа: URL: https://www.chinalawinsight.com/2017/08/articles/corporate-ma/self-driving-cars%EF%BC%9Achina-and-beyond-who-will-be-liable%EF%BC%9F/(дата обращения 20.06.2022)

Anthony S. Self-driving cars should be liable for accidents, not the passengers—UK gov’t // Ars technical. 23 Feb 2017 //Режим доступа: URL: https://arstechnica.co.uk/cars/2017/02/self-driving-car-insurance-liability-uk/ (дата обращения 20.06.2022).

Suganuma N., Yoneda К. Current Status and Issues of Traffic Light Recognition Technology in Autonomous Driving System// IEICE Transactions on Fundamentals of Electronics, Communications and Computer Sciences. 2022. Volume E105–A, NO.5, MAY 2022. Published: May 01, 202/2 Режим доступа: URL:https://www.jstage.jst.go.jp/article/transfun/E105.A/5/E105.A_2021WBI0002/_pdf (дата обращения 25.06.2022).

Funami N. Liability for damages related to autonomous driving. Problems in the area of intersection of operator responsibility and product responsibility (Legal Research Course) // Ritsumeikan Hasei Rangshu. No. 19. 2021. P. 167-207. // Режим доступа: URL: http://www.ritsumei.ac.jp/acd/cg/law/lex/hosei-19/005funami.pdf (дата обращения 28.06.2022).

Kobayashi M. Legal issues of autonomous vehicles // Journal of Information Processing and Management. 2017. Vol. 60. Issue 4. P. 240-250. // Режим доступа: URL: https://www.jstage.jst.go.jp/article/johokanri/60/4/60_240/_html/-char/ja (дата обращения 20.06.2022)

Nakagawa Y. Legal obligation in the Road Traffic Act and criminal liability at the time of a traffic accident of drivers in the driving automation systems for on-road motor vehicles Level 3 and 4 // Chukyo lawyer. 2019. Vol. 30. P. 11-21. // Режим доступа: URL: http://id.nii.ac.jp/1217/00017477/ (дата обращения 20.06.2022)

Nakayama К. Autonomous Driving: Latest Development of Legal Systems and International Standardization // DG Lab Haus. Open information media. 23 Jan. 2020. Режим доступа: URL: https://media.dglab.com/2020/01/23-autonomous-car-01/ (дата обращения 20.06.2022)

Kartashov V.N. Legal technique, tactics, strategy and technology (on the question of correlation) // Problems of legal technique: Collection of articles / Edited by V.M. Baranov. — N. Novgorod, 2000.

Опубликован

2022-11-01

Как цитировать

[1]
Березина, Е. 2022. The Problems of legal regulation of legal liability for damage caused by the operation of unmanned (autonomous, highly automated) vehicles. Правовое государство: теория и практика. 18, 3(69) (ноя. 2022).

Выпуск

Раздел

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ