Международная Ассоциация юристов тюркского мира и насущные проблемы права

ISSN 2500-0217 / Включен в Перечень ВАК

 

РАЯНОВ Фанис Мансурович
д.ю.н., профессор
В статье рассматриваются вопросы позиционирования  тюркского народа в современном мире. Осмысливаются результаты тюркологического симпозиума, проходившего  28 - 29 апреля 2011 года в г. Астане. Особое  внимание обращается на правовые проблемы, поднятые на Международной Ассоциации юристов тюркского мира.


 1. 28-29 апреля 2011 года в г. Астане на базе Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева проходил Международный тюркологический симпозиум «Тюркский мир: история и современность», который преследовал цель обмена мнениями по насущным проблемам тюркского мира.

Организаторы симпозиума: Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство культуры Казахстана и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева.

На симпозиуме участвовала большая группа ученых  (историки, юристы,  филологи, археологи и т.д.) из Казахстана, России, Турции, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии, Украины (Крым), Молдовы (Гагаузия).

Во время проведения Международного тюркского симпозиума «Тюркский мир: история и современность», где присутствовали более 60 юристов из перечисленных выше стран, состоялся Учредительный съезд Международный Ассоциации юристов тюркского мира.

Проект Устава Международной Ассоциации юристов тюркского мира был разослан участникам симпозиума заранее, вместе с приглашением на симпозиум, а поэтому замечания к проекту Устава были рассмотрены также заранее и  учтены.

Учредительный съезд Международный  Ассоциации юристов тюркского мира всесторонне обсудив проект Устава, с учетом замечаний, присланных еще ранее  и высказанных на съезде, принял Устав и Резолюцию по итогам Учредительного съезда.

Международная Ассоциация юристов тюркского мира учреждена в целях содействия реализации Нахичеванского соглашения о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств от 3 октября 2009 года и Нахичеванский Декларации IX  Саммита глав тюркоязычных государств.

Обсуждение Устава Международной Ассоциации юристов тюркского мира показало, что юристы, в том числе  участвовавшие на съезде, могут плодотворно сотрудничать по вопросам приближения правовой теории и содержания будущего законодательства к насущным потребностям общественной практики  с учетом особенностей  культуры народов тюркского мира. В частности, речь шла  об учете в законодательстве оправдавших себя временем обычаев (норм обычного права), особенностей воспитания детей и подростков в тюркско-мусульманском мире и т.д. Признано также необходимым способствовать развитию совместных научно-правовых школ, укреплению взаимоинформационой деятельности, организации совместных теоретических исследований.

Международная Ассоциация юристов тюркского мира является постоянно действующим органом, который будет собираться ежегодно.

2. Материалы тюркологического симпозиума и обмен мнениями между юристами из тюркского мира позволяют высветить определенные проблемы, имеющие большое значение и для развития современного законодательства, в том числе в Российской Федерации и в Башкортостане.

Прежде всего, речь идет о понимании в процессе государственно-правовой деятельности сути Востока, восточного правосознания. Здесь очень важно не упускать из поля зрения следующее положение: если менталитет западных народов берет свое начало в христианстве, с различными его веввями, то менталитет восточных людей берет свое начало в Исламе. Можно даже сказать, что как раз различия между христианскими и мусульманскими ценностями лежат в основе многовековых разногласий между представителями этих религий. В то же время считается, что есть все основания смягчить, а то и устранить эти разногласия. Тем более для этого нет никаких глубоких, неустранимых, препятствий. Более того фундаментальные основы сближения исламской культуры, с другими цивилизациями своими корнями уходит в тексты Корана. В частности, здесь сказано: «Уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеитам – всем  тем, кто уверовал в Бога (Единого) и в день Судный, кто добро творил, уготовано воздаяние от Господа  (благое), нечего страшиться им, и не изведают они горя. [1]

Опираясь на эти строки Коран Президент Исламской Республики Иран С.М. Хатими в своем выступлении еще на «Саммите тысячелетия» в ООН, посвященном диалогу цивилизацией, 5 сентября 2000 года сказал: «В человеке сосредоточены душа Востока и разум Запада, и отрицание этих двух составляющих частей существа человека сделало наше понимание его сути,  неполноценным и недостаточным».[2]

Проблема Востока, а отсюда и востоковедения как раз и заключается в всестороннем сохранении души человека особенно в современном мире, названном многими трагическим.[3] Трагическим потому, что западная цивилизация настолько развила технологии, что сама же человеческая деятельность может погубит всю природную среду на Земле, основу жизнедеятельности людей. Западная цивилизация не справляется с падением нравов, духовности, что может привести к перерождению человека как разумного существа. Восток, с опорой на Ислам, сопротивляется такому трагическому развитию человечества. По многим позициям, на оценку сложившийся ситуации между Западом и Востоком, православная Русь ближе к Востоку, нежели к Западу. Россия – поистине евразийская страна.

Обобщая все услышанное на тюркологическом симпозиуме могу сказать, что основная проблема востоковедения сегодня упирается на спасение духовности, нравственности народов при их обреченности подчиняться требованиям политики, экономического благополучия, военных угроз. Задача, действительно, одна из сложнейших. Но достойная, чтобы ею заниматься.

Если перейти к более конкретным правовым проблемам, то заслуживает нашего внимания опыт стран тюркского мира в области воспитания детей.

Известно, что проблема с детской беспризорностью, преступностью актуальна в России до сих пор. На сегодня каждый четвертый ребенок в России – беспризорный. Еще 2002 году, тогда еще Президент России В.В. Путин дал поручение премьеру Михаилу Касьянову поручение принять незамедлительные меры по решению проблем детской беспризорности.

Сегодня (почти через десять лет) в премьерах сам В.В. Путин, а проблема беспризорности детей не только не разрешена, но и значительно обострилась. Об этом красноречиво описывается в «Аргументах недели» за 22 февраля 2011 года. Здесь указывается, что за это время (с 2002 года) приняты «десятки мертворожденных целевых программ. Несколько лет назад была принята Федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 2003-2006 годы. И было обещано разработать национальный план действий в интересах детей. [4] Но все эти планы остались на бумаге. В результате на настоящее время не выработана даже более или менее сносная концепция деятельности в интересах детей. Принимаются  множества законов, но без достаточно сильной концептуальной основой. Эти законы тоже можно отнести к числу мертворожденных.

Вот один из наглядных примеров. В декабре 2010 года, был принят Федеральный закон № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Этот закон вроде бы вобрал все, что известно в современный России относительно способствованию к нормальному развитию детей. Однако при более внимательном отношении к возможностям такого рода законов, и особенно с учетом накопленного опыта в тюркско - мусульманском мире можно найти и значительные пробелы. Так, в тюркско-мусульманском мире, к здоровью и развитию детей начинают обращать внимание с зачаточного периода.

Здесь очень важно, чтобы отец и мать будущего ребенка к его зачатию подготовились в определенной мере. В частности, к этому моменту отец и  будущая мать  не менее, чем за две недели не употребляли никакие спиртные напитки и другие, влияющие на психику лекарства и продукты. Молодожены воспитываются родителями в таком духе, чтобы зачали ребенка в здравом духе и физическом состоянии. Ребенок – это, действительно, плод желанный, ожидаемый, приносящий счастье семьи.

Далее. Начиная с рождения и до взросления ребенок окружен, прежде всего матерью, отцом и другими членами семьи. Должно быть установлена естественная связь между ребенком и матерью. Так, даже посчитано если европейская женщина реагирует на плач ребенка в среднем за одну минуту, то восточная женщина (тюркско-мусульманская) в среднем за десять секунд. Есть причина, почему ребенок плачет, он (ребенок) просит таким образом помощи. И от того насколько такая помощь приходит скоро и удовлетворяет потребности ребенка зависит многое: ребенок приобретает определенные стереотипы отзывчивости, причастности к чужим страданиям, просьбам и т.д.

Тюркско-мусульманском мире серьезнейшее внимание обращают на продолжительность кормления ребенка грудью, на окружение детей до их полного взросления. Здесь принято воспитывать детей в семье или с помощью няни. Детские ясли, сады не очень-то сильно культивируются. Считается, что те деньги, которые тратит государство на ясельное, детсадовское содержание и воспитание детей, лучше бы разумно распределить на семейное воспитание.

Меры по воспитанию детей в семье сказываются на результатах: здесь меньше распущенности среди детей, беспризорности, детской преступности, дедовщины и т.д.

Короче говоря, нам есть что воспринимать из опыта воспитания детей в тюркско-мусульманском мире.

Из услышанного в Астане запомнился и сделанный там акцент на проблемы  обеспечения справедливости. Известно, что сегодня как в мире, так и в Российской Федерации, одним из существенных пробелов выступает нехватка справедливости. Дефицит справедливости сказывается как в вопросах соотношения прав и обязанностей, где одни только имеют права, а другие – обязанности, так и в сфере правильного соотношения между трудом и распределением богатств. По качеству жизни россиян страна находится в далеком хвосте в мировом рейтинге, а по количеству доллоровых миллиардеров вышла на первое место (причем подавляющее большинство этих миллиардеров живут в Москве) В то же время в стране нет справедливого реагирования на такое резкое расслоение общества. Как показывает практика России, правоохранительные органы сильно коррумпированы, они далеки от разрешения преступных явлений на основе справедливости.

Так вот, в тюркском мире придается большое внимание к проблеме возрождения традиционных мер по обеспечению справедливости. Прежде всего речь идет о повороте к справедливости при принятии различных решений в органах государства. В частности, казахские ученые юристы большое внимание уделяют возрождению традиций, связанных с судом биев.

Академик Национальной академии  Республики Казахстан  С.З. Зиманов пишет: «Понятие «суд биев» в эпоху общественного признания и расцвета ассоциировалось с понятием поиска правды в любом конкретном тяжебном деле и со справедливостью, составляющей основу судебного решения. Бием – судей мог стать только такой человек, который воспринимал эти идеи не как установки, навязываемые извне, а как естественные нормы должного его поведения. Такое представление незыблемо существовало в народном сознании и в сознании самих судей. И сколько было нужно веков направленного развития, и через какие стадии общественного транса нужно было пройти, чтобы воспитать, вырастить людей с такой идейной ориентацией? Казахский суд биев – уникальная судебная система – таково наше утверждение и перспективное программное направление исследовательских работ, лежащих на плечах и в обязанности нового поколения ученых и энтузиастов».[5]

Можно было бы привести и много  других областей общественной жизни, где исторический и сегодняшний опыт тюркских народов мог бы пригодится и нам. Особенно в Башкортостане, где такой опыт   родственен  нам с давних времен.


[1] Коран .М., 1990. Сура 2, аят 62.

[2] Хатими С.М. Выступление на «Саммите тысячелетия» в ООН., М., 2000г. с. 67.

[3] Фроянов И.Я. Погружение в бездну. М., 2002.

[4] Аргументы недели. №7 (248). 22 февраля 2011г.

[5] Зиманов С.З. Казахский суд биев – уникальная судебная система. Алматы. 2008. с. 6-7.

Последнее изменение 10/04/2015

Share this article

Автор статьи

Раянов Фанис Мансурович

главный редактор журнала

 

ISSN 2500-0217 / Включен в Перечень ВАК

О журнале

Всероссийский общественно-политической и научно-правовой журнал основан в феврале 2005г. и постепенно становится известным в различных регионах страны.

Журнал публикует статьи, посвященные острым проблемам реализации положений статьи 1 Конституции Российской Федерации о демократической федеративной и правовой сущности нашего государства.

Новости

Подписка

Подпишитесь на Email рассылку новостей и обновления сайта