ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ

ISSN 2500-0217 / Включен в Перечень ВАК

 

Итак, в течении двух дней ведущие ученые-юристы России оживленно обсуждали возможность реализации конституционного вектора развития страны в сторону правового государства. Обсуждению подверглись и положения, зафиксированные в проекте Резолюции, которую мы публикуем в первоначальном виде. К тому же мы учли и предложения ученых, принявших участие на конференции в заочной форме. Все эти выводы могут служить направлениями научного поиска для ученых, занятых проблематикой формирования правового государства в России.

Отсюда и название итогового документа нашей конференции «Выводы и предложения» или «дорожная карта» по пути к правовому государству.
Принимая во внимание как основные положения Резолюции, так и поступившие предложения, участники конференции пришли к выводу о том, что вехами «дорожной карты» по  могли бы стать постепенно реализуемые принципы правового государства:

1. Принцип народного суверенитета весьма прост и понятен. В Конституции Российской Федерации этот принцип изложен следующим образом: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Не менее удачными бывали и определения, даваемые этому прекрасному и справедливому принципу его неравнодушными сторонниками. Камилл Демулен, правда, по какому-то частному поводу, замечательно сымпровизировал: «Народ высказался: этого достаточно; никакие возражения, никакое veto невозможно против его суверенной воли. Его воля всегда законна: это – сам закон». При соблюдении этого принципа невозможна ни узурпация власти, ни установление тиранических форм правления, ни принятие неправовых законов, ни подавление гражданских свобод или инициатив, ни нарушение прав человека. Если власть в государстве на самом деле принадлежит народу, она никоем образом не может быть направлена против его интересов, его прав и свобод. И этот принцип, впрочем, как и все остальные, напрямую указывает на нерасторжимую связь правового государства с правами человека и гражданина.

2. Принцип легитимности власти, который покоится на осознании людьми законности действующей власти. Совершенно очевидно, что власть, рассматриваемая гражданами как незаконная, не может рассчитывать на бытие в правовом государстве, ибо уже сама не согласуется с правом. Престиж конституционной государственной власти должен базироваться на доверии народа, на его поддержке, что опора на народ является основной задачей и целью власти, так как сила, прочность и устойчивость ее заключается в народной поддержке. Этот принцип опирается на естественную конструкцию, обеспечивающую единство принципов народного суверенитета и правового государства.

3. Принцип приоритета права над властью, в результате чего всегда торжествуют права личности, рассмотрение всех проблем ведется с позиций интересов гражданина, на страже которых стоит государство. При этом государственная власть имеет отработанный механизм защиты прав человека, а граждане, в защите своих прав и интересов не выступают просителями.

4. Принцип равноправия государства и личности, являющийся  одним из основополагающих правил правового государства, совершенно четко был изложен еще Иммануилом Кантом: «Гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину».

Такое понимание роли и места государства в обеспечении правового порядка, при котором всеми соблюдаются общие правила поведения, а государственная власть радеет о соблюдении прав человека, поощряет гражданские инициативы, поддерживает и защищает свободы граждан, впервые закреплено в действующей Конституции Российской Федерации. Статья 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства.

Такие высокие цели может ставить в своем Основном законе только государство, стремящееся стать правовым.

5. Принцип неприкосновенности личности, напрямую затрагивает важнейшую сторону жизни человека и его прав. Сюда относится презумпция невиновности человека, по которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

6. Принцип тождества права и закона означает, что нормативные акты, разрабатываемые и принимаемые представительным органом власти, должны максимально соответствовать естественным правам человека, судебная система в своей деятельности должна быть приближена к выполнению заповеди: «судить судом равных себе», т.е. преобладание судов присяжных, а также утвердить равноправие граждан во всех правоотношениях.

7. Принцип верховенства закона - важнейший принцип правового государства, сущность которого была выражена в правовой аксиоме так: править должен закон, а не личность.

Реализация этого принципа обеспечит полное равноправие граждан независимо от их служебного или имущественного положения, даст возможность осуществить свое право на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство своего дела.

8. Принцип независимости судебной ветви власти, как от законодательной, так и от исполнительной позволяет этому органу исполнять свою основную функцию – правосудие. Судебная власть должна быть независимым и беспристрастным арбитром между соперничающими властями, и не подпадать ни под какое влияние. Только в этом случае судебная власть обеспечит правосудие и защиту прав граждан и их свобод.

9. Принцип разделения власти будет актуальным даже в самых демократичных государствах, вследствие внутреннего противоречия власти, которое не устраняется даже условным разделением ее на три ветви. Это внутреннее противоречие проистекает из того, что законодательная власть имеет всегда свое видение того, как должна действовать исполнительная, а последняя, также естественно и обоснованно, имеет свое видение на все недостатки законотворческой деятельности. Такое противостояние может наблюдаться в любом государстве, и поэтому нужно иметь цивилизованные способы и методы решения конфликтов, в том числе, и с участием компетентного судебного органа.

10. Принцип политического равноправия граждан означает, что в правовом государстве отношение к гражданам государственных органов или межличностные отношения не могут зависеть ни от служебного или имущественного положения, ни от расы или национальности, ни от классовой или религиозной принадлежности, ни по каким-либо иным неправовым признакам. Гражданское состояние людей в правовом государстве равноправное, а это как раз и соответствует основополагающим понятиям прав человека и справедливости.

11. Принцип всеобщего избирательного права означает, что выборы должны быть направлены на выявление подлинного волеизъявления граждан. Это предполагает не только соблюдение формальных правил организации выборов, но и недопущения фальсификации и обмана, справедливое и честное соперничество, справедливый подсчет голосов.


Для сведения читателей публикуем проект Резолюции, заранее  рекомендованной участникам конференции и одобренной им.

Резолюция

Участники международной научно-практической конференции, представляющие государственные образовательные, научные и иные учреждения страны, обсудили актуальные проблемы формирования правового государства в России и выработали научно-обоснованный подход к данной проблематике, отвечающей современному пониманию этого феномена. Он сводится к тому, что правовое государство есть высший тип государственного устройства, полностью отвечающий его предназначению и потребностям общественного развития. Правовое государство - основной тренд современного развития в подавляющем числе стран мира.

Из этого постулата должны выводиться вся государственная политика вРоссийской Федерации, деятельность всех государственных органов и учреждений.

Только такой подход к общественным явлениям может положить конец беспокойству российского общества относительно стратегических направлений  развития страны.

Конституционное положение о том, что Россия есть правовое государство, должно быть выставлено в качестве стратегической задачи всей внутренней и внешней политики и всю общественную жизнь следует подчинить принципам правового государства. Исходя из вышесказанного, участники конференции  заявляют:

1. Всецело поддерживаем намерение, высказанное Президентом России Д.А. Медведевым 24 сентября 2011 года, о необходимости строительства в России современного правового государства, установки по развитию гражданского общества и укреплению государства, провозглашенные 12 декабря 2012 года в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. Считаем, что формирование в России современного гражданского общества и правового государства должно стать официальной стратегической задачей  на будущее.

2. Понимая, что для претворения идей правового государства в реальную жизнь недостаточен лишь научный спрос на него, а необходимо еще политическое предложение действующей власти.

В связи с этим, считаем:

а) необходимым образовать из числа представителей  действующей власти и оппозиционных сил представительную комиссию для разработки Дорожной карты Российской Федерации по пути становления ее в разряд современных правовых
государств;

б) объявить  2015 год – годом прав человека и началом формирования современного правового государства.

3. Придавая большое значение научно-просветительскому  сегменту в деле 
формирования современного правового государства:

а) просить Министерство образования и науки Российской  Федерации переориентировать тематику научно-правовых исследований государственных вузов и научно–исследовательских институтов  соответственно принципам правового государства;

б) предложить Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть вопрос о возможности включения  дисциплины «Теория правового государства» в образовательные стандарты по специальности «Юриспруденция», «Политология».

в) просить Министерство юстиции Российской Федерации инициировать принятие федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в области правового воспитания в условиях формирования правового государства», имея в виду распространение идей правового государства среди всего населения страны доступными  формами и способами.

4. Обращаемся к средствам массовой информации публиковать (оглашать) настоящую резолюцию, доводить до сведения граждан России.

5. Настоящую резолюцию направить: в администрацию Президента Российской Федерации; оппозиционным политическим партиям; правозащитным организациям и  средствам массовой информации.

Последнее изменение 16/04/2015

Share this article

Автор статьи

rus

 

ISSN 2500-0217 / Включен в Перечень ВАК

О журнале

Всероссийский общественно-политической и научно-правовой журнал основан в феврале 2005г. и постепенно становится известным в различных регионах страны.

Журнал публикует статьи, посвященные острым проблемам реализации положений статьи 1 Конституции Российской Федерации о демократической федеративной и правовой сущности нашего государства.

Новости

Подписка

Подпишитесь на Email рассылку новостей и обновления сайта