СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ VS МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ
DOI:
https://doi.org/10.33184/pravgos-2021.3.20Ключевые слова:
право на образование, конституционные основы, национальные интересы, глобализация, общество знаний, международные рейтинговые системы, правовое государствоАннотация
Задача создания к 2030 г. не менее 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны, для достижения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования России и практический провал Программы 5-100 актуализируют необходимость обоснованного законодательного закрепления критериальных показателей достижения такой амбициозной цели. Цель: проанализировать критерии основных международных рейтинговых систем, нормативные правовые акты Российской Федерации и иные юридические документы в сфере высшего образования для выявления групп критериев для достижения российскими вузами глобальной конкурентоспособности. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись также частнонаучные методы: сравнительно-правой, юридико-догматический. Результаты: исследование позволило на основе сравнительно-правового анализа основных международных рейтинговых систем, юридических документов, российского законодательства и научной литературы сделать вывод о необходимости внесения в законодательство Российской Федерации критериальных положений, учитывающих не только международные показатели, ориентированные на англо-американскую систему образования, но, прежде всего, Стратегию национальной безопасности РФ.
Библиографические ссылки
Ирхин Ю.В. Мировые рейтинги университетов как управленческий фактор систем высшего образования // ARS ADMINISTRANDI. 2013. № 1. С. 97–113.
Най С.Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике / пер. с англ. В.И. Супруна. Новосибирск ; М. : Фонд социо-прогностич. исслед. «Тренды», 2006. 221 с.
Никифорова Е.В., Бурцева К.Ю. Развитие российской системы рейтингования университетов // Учет. Анализ. Аудит. 2019. № 6 (1). С. 69–75. DOI: 10.26794/2408-9303-2019-6-1-69-75.
Борисова И.И. Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности вузов : учеб.-метод. разработка. Н. Новгород : НИУ НГУ им. Н.И. Лобачевского, [б/г]. 75 с.
Балякин А.А., Жулего В.Г., Кунина Г.Е. Особенности рейтинга университетов стран БРИКС и использование методологии QS в рамках ЕАЭС // Современные евразийские исследования. 2015. № 2. С. 7–13.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, адаптировать (делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал) для любых целей, включая коммерческие, с указанием ссылки на первичную публикацию и тип лицензии, по которой распространяется работа.