ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ТЕГОВОЕ МЫШЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ ИЗМЕРЕНИИ РОССИИ
DOI:
https://doi.org/10.33184/pravgos-2021.1.4Ключевые слова:
клиповое мышление, информация, цифровая социализация, правовое государство, цифровые технологии, право на образование, правосознание, образовательный процессАннотация
Развитие цифровых технологий в конце XX в. привело к появлению нового поколения человеческой цивилизации – поколения Z, представители которого обладают целым рядом особенностей, влияющих на развитие личностного потенциала обучающегося. Пандемия Covid-19 обусловила быстрый переход к дистанционному обучению, повсеместному распространению системы образования с применением цифровых технологий и дала толчок к распространению технологий искусственного интеллекта. Задачей профессорско-преподавательского состава является нивелирование негативных черт новых поколений студентов, прежде всего, клипового (тегового) мышления. Цель: на основе анализа когнитивных способностей поколения Z предложить дидактику и методику интерактивной системы юридического образования, учитывающие аналитические способности студентов, связанные с развитием клипового мышления. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись также частнонаучные методы: сравнительно-правой, юридико-догматический. Результаты: на основе сравнительно-правового анализа научной литературы определены понятие и признаки системы новой образовательной виртуальной коммуникации для юридического образования в целях формирования достойного члена гражданского общества на современном этапе развития в России правового государства.
Библиографические ссылки
Levada YU.A. Generations of the 20th century: research opportunities. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny = Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 2001, no. 5 (55), pp. 7–14. (In Russian).
Shamis E., Antipov A. The theory of generations. Marketing. Menedzhment = Marketing. Management, 2007, no. 6. Available at: http://old.e-xecutive.ru/ publications/specialization/ newfolder8086/article_5457. (In Russian).
Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York, William Morrow & Company Publ., 1991. 538 p.
Nikulova G.A., Cherkashina A.N. Internet and students’ cognitive abilities. Obrazovanie XXI veka: gumanizaciya, polivariativnost', cifrovizaciya. Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Education in the XXI century: humanization, polyvariance, digitalization. Proceedings of the VI All-Russian Research Conference with International Participation]. Lipetsk, 2019, pp. 306–314. (In Russian).
Nikulova G.A., Bobrova L.N. Students moved to the Internet: presence, preferences, influence. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo = Educational Technology and Society, 2016, vol. 19, no. 2, pp. 645–661. (In Russian).
Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. New York, W.W. Norton Publ., 2010. 276 p.
Geykhman L.K., Stavtseva I.V. Cross-cultural communication: real and virtual aspects. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury = Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture, 2016, vol. 214, pp. 65–67. (In Russian).
Krotenko T.Yu. Philosophical aspects of digital socialization of education. Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva = Education and Problems of Development of Society, 2019, no. 2 (8), pp. 27–31. (In Russian).
Yakushina E.V. Media education. How do you validate information on the Internet? Media. Informaciya. Kommunikaciya = Media. Information. Communication, 2013, no. 6, pp. 6–8. (In Russian).
Ivanova S.M. Assessment of the reliability of information found on the Internet. Prepodavatel' XXI vek = Educator in the 21st Century, 2015, no. 4, pp. 55–56. (In Russian).
Morozova A.A. Validity of information in social nets and criteria of its verification (by the example of Vkontakte). Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State University, 2017, no. 6 (402), pp. 75–83. (In Russian).
Mills K. Possible Effects of Internet Use on Cognitive Development in Adolescence. Media and Communication, 2016, vol. 4, iss. 3, pp. 4–12. Available at: https://www.researchgate.net/publication/304067731_ Possible_Effects_of_Internet_Use_on_Cognitive_Development_in_ Adolescence.
Firth J., Torous J, Stubbs B., Firth J.A. The «online brain»: how the Internet may be changing our cognition. World Psychiatry, 2019, June, pp. 119–129. Available at: https://www.researchgate.net/publication/332899918_ The_online_brain_how_the_Internet_may_be_changing_our_cognition.
McLuhan M. Ponimanie media. Vneshnie rasshireniya cheloveka [Understanding media: The Extensions of Man]. Moscow, Giperboreya Publ., Kuchkovo pole Publ., 2007. 464 p.
Cheremoshkina L.V. Internet activity as a factor of influence on the cognitive abilities of senior schoolchildren. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya: Pedagogicheskoe obrazovanie = The Moscow University Bulletin. Series: Pedagogical Education, 2013, no. 1, pp. 94–114. (In Russian).
Nichols T. Smert' ekspertizy. Kak Internet ubivaet nauchnye znaniya [The Death of Experience. The Campaign against Established Knowledge and Why it Matters]. Moscow, EKSMO Publ., 2019. 368 p.
Greenfield P.M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned. Science, 2009, vol. 323, no. 5910, pp. 69–71. Available at: https://doi.org/10.1126/science.1167190.
Toffler E. Tret'ya volna [The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow]. Moscow, AST Publ., 2009. 795 p.
Toffler E. SHok budushchego [Future Shock]. Moscow, AST Publ., 2002. 557 p.
Papanova S.Yu. «People of the virtual world»: the features of interaction between teachers and students in the context of intensive expansion of computer technologies. Nauka i obrazovanie: novoe vremya = Science and Education: New Time, 2016, no. 2 (13), pp. 156–160. (In Russian).
Dzhanhuvatova Z.S., Arstanova G.N. Improving the effectiveness of training in the framework of the problem «clip thinking» and cognitive and creative activity of students. Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota: psihologo-pedagogicheskie nauki (teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya) = Bulletin of the Baltic Fishing Fleet State Academy: Psychological and Pedagogical Sciences (Theory and Methods of Professional Education), 2018, no. 4 (46), pp. 85–89. (In Russian).
Kostenko A.F. Clip thinking – «pluses» and «minuses». Nauchnyj al'manah = Science Almanac, 2015, no. 12-1 (14), pp. 528–534. DOI: 10.17117/na.2015.12.01.528. (In Russian).
Kupchinskaya M.A., Yudalevich N.V. Clip thinking as a phenomenon of modern society. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij = Business Education in the Knowledge Economy, 2019, no. 3, pp. 66–70. (In Russian).
Larry D. Rosen. Me, My Space, and I Parenting the Net Generation. Palgrave Macmillan, 2007, 272 p.
Frumkin K.G. Clip thinking and the fate of linear text. Topos, 2010, no. 1. Available at: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm. (In Russian).
Gorobets V.V., Kovalev V.V. «Clip thinking» as a reflection of perceptual processes and sensor memory. Mir psihologii = World of Psychology, 2015, no. 2, pp. 94–100. (In Russian).
Nechunaev V.V. Overcoming clip thinking in modern students. Reflexio, 2018, vol. 11, no. 2, pp. 181–207. (In Russian).
Korobanova Zh.V., Surkova D.A., Khan I.A., Yarovenko N.S. Educational technologies of gamification in the university and «clip thinking» of modern youth. Formirovanie obshchekul'turnyh i professional'nyh kompetencij finansista. Sbornik nauchnyh trudov studentov, aspirantov i prepodavatelej Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii [Formation of general cultural and professional competencies of a financier. Collection of scientific works of students, graduate students and teachers of the Financial University under the Government of the Russian Federation]. Moscow, Sputnik+ Publ., 2014, pp. 124–131. (In Russian).
Zykova N.E. Constructive clip thinking as a response to the challenges of the information environment of the 21st century. Gumanitarnye nauki v usloviyah sociokul'turnoj transformacii: praktiki mediaobrazovaniya. Materialy Vserossijskogo seminara dlya stipendiatov Oksfordskogo Rossijskogo Fonda [Humanities in the context of sociocultural transformation: media education practices. Proceedings of the All-Russian seminar for fellows of the Oxford Russian Foundation]. Permian, Perm State National Research University Publ., 2017, pp. 20–24. (In Russian).
Semenovskikh T.V. The phenomenon of «clip thinking» in the educational high school environment. Naukovedenie = Science Studies, 2014, iss. 5 (24). Available at: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf. (In Russian).
Berulava G.A. Stil' individual'nosti: teoriya i praktika [Personality style: theory and practice]. Moscow, Russian Pedagogical Agency Publ., 2001. 236 p.
Nesterova L.Yu., Napalkov S.V. Development of clip thinking in students in higher education by means of supporting graph-schemes. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki = Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2016, no. 4 (44), pp. 207–215. (In Russian).
Buzan T., Buzan B. Supermishlenie. Izmeni svoyu zhizn' s pomoshch'yu intellekt-kart [Superthinking. Change your life with mind maps]. Minsk, Popurri Publ., 2019. 272 p.
Ashikhmina T.V. Methods of teaching students with clip thinking. Koncept = Concept, 2016, vol. 17, pp. 706–710. (In Russian).
Sokolova E.I. Using clip thinking in teaching English at universities. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the Development of Science and Education, 2020, no. 63-13, pp. 90–91. DOI: 10.18411/lj-05-2020-305. (In Russian).
Milekhina O.V., Zakharova E.Ya. Lateral thinking as a factor of ensuring the activity success. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2012, no. 4 (20), pp. 28–35. (In Russian).
De Bono E. Lateral thinking: Creativity Step by Step. Harper & Row, 1970. 300 р.
Zemlinskaya T.E., Fersman N.G. Teaching methods and techniques in the context of teaching students with clip thinking cognitive style. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 2016, no. 4 (255), pp. 153–160. DOI: 10.5862/JHSS.255.18. (In Russian).
Ivanova N.V. The Method of Six Thinking Hats for developing cross-cultural communication awareness in the foreign language classroom. Prepodavatel' XXI vek = Educator in the 21st Century, 2019, no. 1, pp. 129–137. (In Russian).
Salnikov V.P., Bryleva E.A., Galiev F.Kh. Upbringing the younger generation in the conditions of distance education and digitalization: new conceptual approaches in the rule-of-lawhb. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2020, no. 4, pt. 2, pp. 186–198. (In Russian).
Левада Ю.А. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные пере-мены. 2001. № 5 (55). С. 7–14.
Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. URL: http://old.e-xecutive.ru/ publications/speciali-zation/newfolder8086/article_5457.
Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. N. Y. : William Morrow & Company, 1991. 538 p.
Никулова Г.А., Черкашина А.Н. Интернет и когнитивные способности обучающихся // Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация : матер. Всеросс. науч. конф. с междунар. участием / Липецкий гос. пед. ун-т им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. Липецк, 2019. С. 306–314.
Никулова Г.А., Боброва Л.Н. Студенты переселились в Интер-нет: присутствие, предпочтения, влияние // Образовательные технологии и общество. 2016. Т. 19, № 2. С. 645–661.
Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. N. Y. : W.W. Norton, 2010. 276 p.
Гейхман Л.К., Ставцева И.В. Межкультурная коммуникация: реальное и виртуальное // Труды Санкт-Петербургск. гос. ин-та культуры. 2016. Т. 214. С. 65–67.
Кротенко Т.Ю. Философские аспекты цифровой социализации образования // Образование и проблемы развития общества. 2019. № 2 (8). С. 27–31.
Якушина Е.В. Медиаобразование. Как проверить достоверность информации в Интернете? // Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 6. С. 6–8.
Иванова С.М. Оценка достоверности информации, найденной в сети Интернет // Преподаватель XXI век. 2015. № 4. С. 55–56.
Морозова А.А. Достоверность информации в социальных сетях и критерии ее верификации (на примере «ВКонтакте») // Вестник Челябинск. гос. ун-та. 2017. № 6 (402). С. 75–83.
Mills K. Possible Effects of Internet Use on Cognitive Development in Adolescence // Media and Communication. 2016. Vol. 4, iss. 3. P. 4–12. URL: https://www.researchgate.net/publication/304067731_Possible_Effects_ of_Internet_Use_on_Cognitive_Development_in_ Adolescence.
Firth J., Torous J, Stubbs B., Firth J.A. The «online brain»: how the Internet may be changing our cognition // World Psychiatry. 2019. June. P. 119–129. URL: https://www.researchgate.net/publication/332899918_ The_ online_brain_how_the_Internet_may_be_changing_our_cognition.
Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М. : Гиперборея : Кучково поле, 2007. 464 с.
Черемошкина Л.В. Интернет-активность как фактор влияния на когнитивные способности старших школьников // Вестник Московск. ун-та. Сер.: Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 94–114.
Николс Т. Смерть экспертизы. Как Интернет убивает научные знания. М. : ЭКСМО, 2019. 368 с.
Greenfield P.M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned // Science. 2009. Vol. 323, № 5910. P. 69–71. URL: https://doi.org/10.1126/science.1167190.
Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К.Ю. Бурмистрова и др. М. : АСТ, 2009. 795 с.
Тоффлер Э. Шок будущего : пер. с англ. М. : АСТ, 2002. 557 с.
Папанова С.Ю. «Люди виртуального мира»: особенности взаимодействия преподавателей и студентов в контексте интенсивного расширения компьютерных технологий // Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 156–160.
Джанхуватова З.С., Арстанова Г.Н. Повышение эффективности обучения в рамках проблемы «клипового мышления» и познавательно-творческой деятельности студентов // Известия Балтийск. гос. акад. рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2018. № 4 (46). С. 85–89.
Костенко А.Ф. Клиповое мышление – «плюсы» и «минусы» // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 528–534. DOI: 10.17117/na. 2015.12.01.528.
Купчинская М.А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3. С. 66–70.
Larry D. Rosen. Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. Palgrave Macmillan, 2007. 272 p.
Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос. 2010. № 1. URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm.
Горобец В.В., Ковалев В.В. «Клиповое мышление» как отражение перцептивных процессов и сенсорной памяти // Мир психологии. 2015. № 2. С. 94–100.
Нечунаев В.В. Преодоление клипового мышления у современных студентов // Reflexio. 2018. Т. 11, № 2. С. 181–207.
Коробанова Ж.В., Суркова Д.А., Хан И.А., Яровенко Н.С. Образовательные технологии геймификации в вузе и «клиповое мышление» современной молодежи // Формирование общекультурных и профессиональных компетенций финансиста : сб. науч. тр. студентов, аспирантов и преподавателей Финансового ун-та при Правительстве РФ. М. : Спутник+, 2014. С. 124–131.
Зыкова Н.Е. Конструктивное клиповое мышление как ответ на вызовы информационной среды XXI века // Гуманитарные науки в условиях социокультурной трансформации: практики медиаобразования : ма-тер. Всеросс. семинара для стипендиатов Оксфордского Российского Фонда. Пермь : Пермск. гос. национальн. исслед. ун-т, 2017. С. 20–24.
Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение. 2014. Вып. 5 (24). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf.
Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М. : Педагогическое агентство России, 2001. 236 с.
Нестерова Л.Ю., Напалков С.В. Развитие клипового мышления у студентов в системе высшего образования посредством опорных граф-схем // Вестник Нижегородск. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2016. № 4 (44). С. 207–215.
Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Измени свою жизнь с помощью интеллект-карт / пер. с англ. П.А. Самсонов. Минск : Попурри, 2019. 272 с.
Ашихмина Т.В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым мышлением // Концепт. 2016. Т. 17. С. 706–710.
Соколова Е.И. Использование клипового мышления при обучении английскому языку в вузе // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-13. С. 90–91. DOI: 10.18411/lj-05-2020-305.
Милехина О.В., Захарова Е.Я. Латеральное мышление как фак-тор обеспечения успешности работы // Вестник Томск. гос. ун-та. Сер.: Экономика. 2012. № 4 (20). С. 28–35.
De Bono E. Lateral thinking: Creativity Step by Step. Harper & Row, 1970. 300 р.
Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Науч.-технич. ведомости Санкт-Петербургск. гос. политехнич. ун-та. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153–160. DOI: 10.5862/JHSS.255.18.
Иванова Н.В. Метод «шесть шляп мышления» для развития культуры иноязычного речевого общения // Преподаватель XXI век. 2019. № 1. С. 129–137.
Сальников В.П., Брылева Е.А., Галиев Ф.Х. Воспитание подрастающего поколения в условиях дистанционного образования и цифровизации: концептуальные подходы правового государства // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 4, ч. 2. С. 186–198.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы сохраняют права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, адаптировать (делать ремиксы, видоизменять, и создавать новое, опираясь на этот материал) для любых целей, включая коммерческие, с указанием ссылки на первичную публикацию и тип лицензии, по которой распространяется работа.